О проекте защиты и консервации разрушенных частей Троицкого собора Князе-Владимирского монастыря


О проекте защиты и консервации разрушенных частей Троицкого собора
Князе-Владимирского монастыря
(с. Филимонки Ленинского района Московской области)

На крутом берегу реки Ликовы в селе Филимонки, напротив усадебного дома князей Святополк-Четвертинских, во второй половине XIX века был основан Князе-Владимирский монастырь. Центральным и связующим звеном всего архитектурного комплекса монастыря являлся Троицкий собор, православный храм, выстроенный в середине XIX века под влиянием европейской готико–романской архитектуры.
В настоящее время, до сих пор не удалось выяснить, кто является архитектором столь оригинального проекта. В различных источниках упоминаются разные фамилии зодчих. У Е.Н. Подъяпольской в каталоге «Памятники архитектуры московской области» указывается автором проекта архитектор Иулиан Францевич Тибо, в других – Петр Карлович Козих. Так что, до сих пор продолжаются дискуссии по поводу авторства Троицкого собора в Филимонках.

В каталоге Е.Н. Подъяпольской дается следующее описание Троицкого собора: «Троицкий собор представляет собою устремленный вверх центрический крестовообразный храм, соединенный закрытой галереей с многоярусной квадратной башней-колокольней. Цокольный этаж — фамильная усыпальница. Пространство храма через широкое отверстие в куполе сливается с пространством легкого светового барабана, образующего верхний ярус постройки. Конструкция верхнего яруса необычна. Пронизанный крупными арочными окнами, снабженный диагональными выступами на граненых опорах, барабан имеет вид аркады сложного плана, где выступы выполняли для перекрытия, очевидно, роль контрфорсов, облегчая верх здания. Не менее своеобразна декоративная обработка фасадов с преобладанием крупных пластических масс…» (Е.Н. Подъяпольская. Каталог «Памятники архитектуры московской области», том 3, М., Стройиздат, 2001).

Найти аналог Троицкому собору в отечественной и мировой архитектуре оказалось не просто. Его конструктивные и декоративные решения заимствованы из различных архитектурных направлений.
По решению аркады барабана и некоторых декоративных деталей фасадов храма, возникают ассоциации с испанскими соборами в Торо или Саламанке. Вид колокольни роднит её со средневековой европейской готикой, а равноконечные кресты, опоясывающие один из ярусов, скорее заимствованы из византийской культуры. Хочется отметить еще один интересный момент. Внимательно рассматривая декоративное решение фасадов, можно увидеть, что из-под штукатурки собора хорошо просматриваются белокаменные детали краснокирпичного храма. Вероятно, собор оштукатурили позже или, все-таки, в процессе строительства он задумывался как краснокирпичный храм с белокаменными деталями, что роднит его еще и с различными другими архитектурными стилями.

В оформлении интерьеров используются пилястры, наличники арочных проемов и академическая масляная живопись.

Таким образом, Троицкий собор Князе-Владимирского монастыря вобрал в себя многие тенденции мировой архитектуры и его нельзя отнести к какому-либо конкретному стилю и его можно назвать «эклектичным» с позиций нашего времени.

Помимо собора, на территории монастыря сохранилось сильно перестроенная в советское время Успенская церковь архитектора А.А. Латкова и два здания келий.
Как и у большинства православных святынь России, и у этого уникального архитектурного сооружения тяжелая судьба в пост-революционные годы.
В советское время монастырь был закрыт. Троицкий собор был частично разобран, были демонтированы купол, алтарная и боковые апсиды.

В 1950-е годы в бывшем Князе-Владимирском монастыре был расположен психо-неврологический интернат, который существует и поныне. Полуразобранный собор, оказался за высоким забором с колючей проволокой.
В начале 1990-х годов в с. Филимонки был образован местный приход. Верующим частично отдали Троицкий собор. В его нижнем храме в честь Преподобного Сергия Радонежского были возобновлены богослужения.
И вот, относительно недавно, был поднят вопрос о комплексной реставрации этого архитектурного памятника.
Начались работы по восстановлению. Теперь должна состояться достройка утраченных апсид и купола собора. Просмотрев весь известный на сегодняшний день архивный материал, выяснилось, что пока не найдено ни одной, даже плохого качества, фотографии или чертежа с изображением ныне утраченных архитектурных элементов. На архивном снимке из ГНИМА им А.В. Щусева ныне отсутствующие боковые приделы собора просто закрыты обильной листвой. Это фотография пока единственная известная на сегодняшний день, сделанная до разрушения апсид и купола собора. Пока поиски фотографий с приделами и куполом не увенчались успехом.
Как, в такой ситуации, достроить утраченное, не представляя, как оно выглядело? Ведь косвенные аналоги в мировой архитектуре дают весьма приблизительное представление об этих отсутствующих частях здания собора!

Исследователи и реставраторы высказывают различные точки зрения. Уже был предложен на рассмотрение не один проект восстановления утраченных частей Троицкого собора в Филимонках.
В связи с тем, что в настоящее время, найти точные аналогии для восстановления Троицкого собора не представляется возможным и, при этом, собор действующий, в нем проводятся литургии, здание собора необходимо спасти и законсервировать.

Для этих целей представляется возможным использовать опыт восстановления немецких архитектурных памятников, пострадавших во время Второй Мировой войны 1939-45 гг.
Например, церковь кайзера Вильгельма на площади Брайтштайдплац в Берлине, построенная в 1881–1895 гг. архитектором Франсуа Швехтеном, во время войны оказалась в эпицентре открытых боев. Сильно поврежденную, руинированную церковь, при восстановлении города было решено не восстанавливать по ее довоенному облику. План реконструкции церкви был создан архитектором Эгоном Айерманом. Здание было укреплено и приспособлено для совершения богослужений. Открытые арочные проемы, ставшие наружными после разрушения соседних приделов, были закрыты стеклянными вставками на металлических конструкциях. Таким образом, здание церкви было защищено от атмосферных воздействий и, при этом, несмотря на прозрачность стекла, не нарушалось его конструктивное решение, объемы, пропорции здания. Конструкции из стекла и металла второй половины XX века на фоне каменной кладки XIX века, не претендуют на какую-либо подлинность и явно говорят о времени, в которое была сделана эта реконструкция. Церковь кайзера Вильгельма в Берлине и поныне является действующей.

Такое решение представляется самым рациональным для Троицкого Собора в Филимонках. Одной очисткой и консервацией этого полуразрушенного храма не решишь вопрос его восстановления. Здесь также можно использовать металлические стеклянные конструкции, перекрывающие арочные проемы апсид собора и барабан, учитывая немецкий опыт. В контрасте со старинной кирпичной кладкой новые конструкции, не претендующие на подлинность, выглядели бы сознательно выделенными вторичными доделками, что также выявляло бы время их создания и установки. При этом, собор оставался бы в том виде, в каком он сохранился до наших дней. Закрыв разрушенные части собора стеклянным «колпаком», был бы решен вопрос его защиты от атмосферных воздействий. Еще, эти современные защищающие конструкции перекликались бы с существующими позднейшими постройками на территории психо-неврологического интерната — безликими больничными зданиями второй половины XX века, где располагается Троицкий собор. Если же, по счастливой случайности, будут обнаружены точные обмеры или описания собора или же архивная фотография здания до разрушения, где видны ныне утраченные архитектурные части, эти предлагаемые защищающие конструкции из стекла всегда будет несложно демонтировать для достройки собора по обнаруженным архивным материалам.
Кроме того, данный проект защиты и консервации разрушенных частей Троицкого собора весьма экономичен по своим затратам.

Филимонки

Арочный проем собора перекрытый стеклянной вставкой на металлической конструкции. Рисунок автора

И в заключение: Троицкий собор бывшего Князе-Владимирского монастыря – уникальный памятник архитектуры, переплетение различных стилей мировой архитектуры. Не одна его деталь не воспринимается как лишняя. Достойно восхищения мастерство архитектора, взявшего за основу различные архитектурные направления и создавшего цельный гармоничный образ собора!
Сейчас, при активных восстановительных работах, есть опасность исказить этот архитектурный памятник. Необходимо минимально вмешаться в его достройку. Пусть он останется романтической «романо-готической» постройкой, примеров которой не так много в России и сохранится как действующий православный храм.

2011 год — год 120-летия основания женского Князе-Владимирского монастыря в селе Филимонки. Хотелось бы, чтобы предлагаемое решение реконструкции Троицкого собора было бы положительно воспринято и осуществлено.

Художник-реставратор
ВХНРЦ им. Академика И.Э. Грабаря
К.Г. Синявин




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *