Творческий путь московского скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого
В Москве, недалеко от станции метро «Баррикадная» на Новинском бульваре д. 25 расположен музей великого русского артиста Ф.И. Шаляпина. В этой городской усадьбе в 1910-е годы жил и работал знаменитый русский бас, о чем при входе повествует мемориальная табличка с текстом, над которой на изящной консоли расположен мраморный бюст Ф.И. Шаляпина. Автор этого произведения московский скульптор Алексей Евгеньевич Елецкий (1917-1997).
Свой творческий путь он начал в московских мастерских скульпторов А.М. Лавинского и В.А. Андреева. В 1930-е годы при строительстве канала имени Москвы А.Е. Елецкий вместе с А.М. Лавинским создавал барельефы для здания шлюза №8, который расположен близ Волоколамского шоссе и больницы МПС в Москве.
В 1939 году Елецкий принимал участие в работе по увеличению, по авторской рабочей модели, скульптуры «Рабочего» (со звездою) работы В.А. Андреева, которая впоследствии была установлена на здании павильона СССР, созданного архитекторами Б.М. Иофаном и К.С. Алабяном для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году. По воспоминанию А.Е. Елецкого, работа по увеличению скульптуры (до 17-ти метров) проходила в здании католического Собора Непорочного зачатья Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице в Москве.
Тогда же, в 1930-е годы, Елецкий активно занимался академическим рисунком. Посещал лекции по анатомии и даже сам препарировал в Московском университете на Моховой.
После Великой Отечественной войны А.Е. Елецкий работал в «Московском товариществе художников» (МТХ) как живописец. Писал портреты маслом, изучал технику «старых мастеров». В списке членов МТХ, который сейчас хранится в библиотеке Московского Союза художников в Старосадском переулке, д. 5, скульптор А.Е. Елецкий действительно упоминается как живописец.
В дальнейшем, с начала 1950-х годов, он посвятил свою жизнь только скульптуре.
На улице Радио, д. 17, корп. 5 расположен Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского. В его собрании находятся несколько работ А.Е. Елецкого:
- Мраморный портрет выдающегося механика и математика, генерала-майора В.В. Голубева. Бюст отличает утонченность линий и изящество пластики, в нем автор сохраняет верность традиции русского академического скульптурного портрета.
- Гипсовый бюст, тонированный под темный металл, летчика-испытателя Ю.И. Пионтковского, трагически погибшего при испытаниях в 1940 году. Такой же бюст, но в граните был установлен над могилой летчика-испытателя на Новодевичьем кладбище в Москве.
- Гипсовая, тонированная под бронзу, рабочая модель памятника известнейшему русскому ученому, лауреату Нобелевской премии, физиологу И.П. Павлову, который установлен в городе Светлогорске Калининградской области.
- Мраморный бюст маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза и Героя Социалистического труда К.Е. Ворошилова.
Скульптор А.Е. Елецкий также является автором мемориальной доски К.Е. Ворошилову на улице Грановского (ныне Романов переулок), д. 3, где жил маршал.
Будучи автором ряда мемориальных досок в Москве, А.Е. Елецкий с огромной выразительностью увековечивает память известных людей нашей страны, вошедших в историю XX века. Это мемориальные доски народным артистам В.И. Качалову и Л.М. Леонидову на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок), д. 17; известному ортопеду-травматологу Н.Н. Приорову на Новослободской улице, д. 57-65.
Наиболее удачное техническое решение обработки камня скульптор нашел при создании мемориальной доски советскому писателю Б.Л. Горбатову, установленной на Беговой улице, д.13. Барельефный портрет, как и вся доска, выполнен из единого черного гранита. Вокруг портрета имеется неглубокая врезка, которая оттеняет профиль писателя от фона. Этот прием создает иллюзию объемности портрета. При обработке гранита скульптор шлифует верхнюю часть барельефа, где расположен портрет, затем оставляет часть плиты с фактурой «дикого камня» и зеркально полирует нижнюю часть, на которой расположен текст мемориальной доски. Тем самым эта «грубая» фактура является связующим звеном между шлифованной поверхностью портрета писателя и полированной текстовой частью доски.
В начале 1960-х годов А.Е. Елецкий выполнил надгробный памятник великому русскому живописцу В.Г. Перову, в связи с перезахоронением его останков в Донском монастыре в Москве. На сером гранитном постаменте установлен беломраморный блок, на котором в горельефе выполнен поясной портрет художника, сидящего перед холстом с кистями в руке. Новое надгробие хорошо вписалось в уже сложившийся комплекс древнего некрополя Донского монастыря. Рядом с мемориалом В.Г. Перова расположен надгробный памятник профессору Н.Е. Жуковскому, который выполнил скульптор В.А. Андреев – учитель А.Е. Елецкого.
А.Е. Елецкий создал портреты летчиков-космонавтов, установленных на родине героев: бронзовый бюст дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту А.А. Губареву в селе Гвардейцы Куйбышевской обл. (ныне Самарской обл.) и бронзовый бюст дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту В.Н. Кубасову в городе Вязники. Портреты летчиков–космонавтов А.Е. Елецкий создавал с натуры, А.А. Губарев и В.Н. Кубасов в разное время позировали скульптору в его мастерской.
Скульптор А.Е. Елецкий — автор многих памятников военным, артистам, ученым, установленным на Новодевичьем кладбище в Москве: мемориалы маршалу Советского Союза П.Ф. Батицкому, маршалу авиации Ф.Я. Фалалееву, писателю Н.Д. Телешеву, писателю Ф.И. Панферову, литературоведу И.Н. Розанову и многим другим.
В 1984 году прах великого русского певца Ф.И. Шаляпина был перевезен из Парижа в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище. Для его надгробного памятника была выбрана мраморная фигура Ф.И. Шаляпина работы А.Е. Елецкого, над которой скульптор работал с конца 1960-х годов. Скульптура была изготовлена из белого мрамора на Мытищинском заводе художественного литья им. Е.Ф. Белашовой резчиками П.А. Носовым и И.Т. Кругловым.
Скульптор А.Е. Елецкий внес значительный вклад в монументальную летопись второй половины XX века. Его плодотворная творческая жизнь выпала на непростой период советского времени. Тем не менее, ему удалось создать великолепную галерею уникальных портретов выдающихся людей. Пластику А.Е. Елецкого отличает утонченность и изящество. В своем творчестве он следовал лучшим традициям реалистического портрета. Алексей Евгеньевич Елецкий заслуживает быть названным одним их лучших портретистов своего времени.
К.Г. Синявин, 2014 г.
Список используемой литературы:
- «Павильоны СССР на Международных выставках». 2013 г. Н.О. Подгорская, Издательство «МАЙЕР».
- «Память, высеченная в камне». О. Песков, Н. Низковская, Л. Ададурова. Москва. 1978, Издательство «Московский рабочий».
- «Новодевичий мемориал». С.Е. Кипнис. Москва. 1998 Издательство «Арт-Бизнес-Центр».
- «Некрополь Донского монастыря». И.Е. Домбровский. Москва. 2007, Издательство «Минувшее».
Добавить комментарий