НАШ ЗЕМЛЯК РЕСТАВРИРОВАЛ ЛИК СВЯТОГО
В августе наш земляк молодой скульптор Константин Синявин, который окончил Московский художественно-промышленный университет имени Строганова, завершил большой проект: он расчистил масляную роспись с изображением Бога Отца «Саваофа» на центральной апсиде храма Рождества Иоанна Предтечи в селе Ярополец Волоколамского района. Константин работает реставратором Всероссийского реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Роспись была забелена более пятидесяти лет.
Вот что рассказал молодой реставратор:
— Село Ярополец одно из богатейших исторических мест Подмосковья. Здесь была загородная резиденция графа фельдмаршала участника Русско-Прусской войны и фаворита Екатерины Второй З. Г. Чернышева. В этом же селе располагалось имение Гончаровых-Загряжских, где гостила Наталья Гончарова, жена великого поэта, у своей матери и куда сам Александр Сергеевич Пушкин приезжал навестить свою тёщу. Этот населённый пункт связан и с именем В. И, Ленина, куда он приезжал на открытие электростанции. Во время Великой Отечественной войны он стал одним из серьёзных рубежей обороны Москвы.
В 1960-х годах силами сотрудников и студентов Московского авиационного института была восстановлена усадьба Гончаровых, разрушенная во время войны. Усадебная церковь долгое время использовалась как склад и клуб. В начале 90-х годов прошлого столетия образовался приход. Церковь была почти вся побелена. В это же время дождём и снегом размыло побелку, и на восточной апсиде начал проявляться лик Иоанна Предтечи. В его честь и был освящён главный престол. Таким образом, была обнаружена фасадная роспись. Ещё одна, над северным входом в храм, сохранялась и раньше — изображение Бориса и Глеба. Предположить о существовании других росписей на фасадах храма было сложно.
Зимой этого года в одном из московских архивов был обнаружен фотоснимок. На нём — этот храм, изрешечённый пулями, до того, как его побелили, и поэтому на нём хорошо просматривалось все художественное оформление фасадов. Узнаваема роспись лика Иоанна Предтечи, который проявился под воздействием погодных условий, а над ней в полукруглом тимпане — лик неизвестного святого. Он и заинтересовал меня.
Если роспись с изображением Иоанна Предтечи была забелена, возможно, есть и другая, скрытая слоями побелки.
Об архитектуре Яропольца писали многие исследователи, но не в одном материале не говорится про фасадные росписи храма Рождества Иоанна Предтечи. И архивные снимки, которые попадались ранее, не давали полного представления о художественном оформлении наружных стен.
Перед началом работ были некие сомнения о наличии под побелкой масляной росписи, так как на этой архивной фотографии тимпан, в котором должен быть лик святого, обрамляет скульптурный фриз с растительным орнаментом. Фриз до наших дней не сохранился. Сбивая и заштукатуривая его, могли и сбить слой штукатурки с ликом.
Начав снимать слой побелки, я почти сразу понял, что красочный слой есть и надо расчищать дальше.
Расчистив скальпелем всё изображение, я понял, что передо мной масляная роспись 19-го века — Бог Отец «Саваоф». Авторство росписи пока установить не удалось. Лик Бога Отца ещё требует реставрации. Могучий Саваоф с седой бородой и скипетром в руке благословляет всех прихожан Ярополецкого храма.
Это знаменательное событие произошло в год двадцатилетия возобновления Ярополецкого сельского прихода.
Записал Влад КРАСНОЯРСКИЙ.
2011-09-14
Публикация в блоге «Химкинские художники»
Фотографии процесса расчистки:
Добавить комментарий