О скульптурных портретах С.А. Лавочкина
О скульптурных портретах С.А. Лавочкина из собрания научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского
В сентябре 2011 года в нашем городе, недалеко от Площади Победы, была торжественно открыта «Аллея Трудовой Славы».
В связи с этим, мне довелось лепить бюст Дважды Героя Социалистического Труда, генерала-майора, авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина (1900-1960) — основателя и генерального конструктора одного из городообразующих предприятий Химок, завода №301, ныне НПО им. С.А. Лавочкина.
Перед началом работы над бюстом и в процессе её я собирал различный материал для создания образа Семена Алексеевича: архивные фотографии, кадры кинохроники, воспоминания коллег и знакомых авиаконструктора. Кроме того, было очень полезно увидеть созданные до меня, другие произведения скульпторов, работавших над образом Лавочкина.
В центре Москвы на Тверской улице, на доме 19 установлена мемориальная доска, где Семен Алексеевич жил в послевоенное время. Она была создана после смерти авиаконструктора, к его 75-летию скульптором В.Б. Шеловым и архитектором И.Г. Кадиной. Мемориальная доска имеет интересное художественно-конструктивное решение. Она располагается на углу стены дома и арочного проема. Конструктор изображен в профиль, над ним силуэты парящих птиц.
Для создания своего образа авиаконструктора более всего меня заинтересовали портреты С.А. Лавочкина из собрания научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского на улице Радио в Москве. Автор бюстов — известный советский скульптор Зиновий Моисеевич Виленский, создатель памятника на территории НПО им. С.А. Лавочкина перед академией ПВО в Смоленске, а также бронзового барельефа с профилем авиаконструктора, установленного на надгробном памятнике ему на Новодевичьем некрополе в Москве.
Бюсты З.М. Виленского из научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского были вылеплены с натуры. Семен Алексеевич позировал скульптору в 1946 году. Об этом творческом процессе написано в книге, которая издана в 1985 году о скульпторе З.М. Виленском. Из этой же книги удалось выяснить, что скульптор отлил вылепленный бюст из гипса, который экспонировался на всесоюзной художественной выставке в 1946 году.
Учрежденный в послевоенное время научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского в конце 1950-х годов, проводил на своей экспозиционной площади художественную выставку на тему истории авиации. З.М. Виленский на этой выставке представил тот самый гипсовый бюст, который позже, в 1960 году был приобретен для собрания музея. Этот портрет можно увидеть и сейчас в экспозиции музея. Он выставлен в арочном проеме перед входом в пятый зал. Гипс затонирован под светлый камень. Авиаконструктор одет в классический костюм с галстуком.
Пристально разглядывая поверхность этого гипсового бюста, я обратил внимание на точечные отметены по всей поверхности экспоната. Это следы от «пунктир машины», что свидетельствует о копировании этого портрета, например, переводе скульптор вырубил портрет Лавочкина из итальянского мрамора. Именно этот гипсовый бюст послужил мастер-моделью для создания мраморного портрета, который сейчас находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Однако, в портретах (гипсовом и мраморном) имеются отличия. Вырубая бюст из камня, скульптор решил изменить воротник одежды портретируемого. Вместо классического костюма с галстуком в мраморе был сделан парадный генеральский воротник-стойка.
Далее в книге о скульпторе З.М. Виленском упоминается еще один гипсовый бюст Семена Алексеевича: «…доработанный прямо в гипсе он экспонировался на весенней выставке произведений московских живописцев и скульпторов (1947)».
В научно-мемориальном музее профессора Н.Е. Жуковского хранится еще один гипсовый бюст Лавочкина, затонированный под темный металл. Но только вместо классического костюма с галстуком, у этого гипсового бюста на воротнике фактура вязаного свитера. Кроме того, при пристальном рассмотрении поверхности отливки, была обнаружена различная структура гипса: где-то гладкая и ровная, а где-то — с небольшой зернистостью. Такую зернистую поверхность гипс принимает, когда из него моделируют в густом виде (когда он потерял свою текучесть). Это свидетельствует о том , что эта гипсовый портрет действительно подвергался изменениям уже после отливки в форме. Особенно такая поверхность замечена на прядях прически и на воротнике одежды.
Таким образом получается, что скульптор, отлив два портрета в одной форме, один из них оставил без изменений, а в другом, накладывая разведенный густой гипс на уже имеющуюся гипсовую отливку, немного изменил направления прядей волос и вылепил другой воротник одежды. Эти доделки отличаются не только различной структурой материала, но и цветом. Доделочный гипс, по цвету, как правило, темнее окружающей поверхности. Так что, темная «под металл» тонировка гипса могла быть сделана скульптором, чтобы скрыть выделенные по цвету поздние «догипсовки» .
Как и на предыдущем гипсовом бюсте, на этом тоже были обнаружены точечные отметены от «пунктир машины». И этот бюст тоже был мастер-моделью для копирования портрета в камне.
Действительно, есть упоминания и фотографии еще одного мраморного бюста Лавочкина, созданный скульптором к его 80-летию. И на воротнике этого бюста узнаваема фактура вязаного свитера.
Эти два гипсовых бюста С.А. Лавочкина из коллекции научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского, созданные скульптором З.М. Виленским, несомненно, имеют большую художественную и историческую ценность, так как это были первые скульптурные портреты знаменитого авиаконструктора, созданные с натуры, которые мог видеть сам портретируемый. Скульптору удалось пластически передать живую индивидуальность Лавочкина. Именно эти работы послужили базовым материалом для создания памятников С.А. Лавочкину, открытые в начале 1970-х годов в Смоленске и на территории НПО им. С.А. Лавочкина в Химках.
К.Г. Синявин
скульптор
Список используемой литературы:
О. Лесков, Н. Низовская, Л. Ададурова. «Память, высеченная в камне». «Московский Рабочий». 1978
«Зиновий Моисеевич Виленский». Автор-состовитель А.В. Парамонов. «Изобразительное искусство». 1985
Каталог «Выставка произведений Зиновия Моисеевича Виленского». Вступительная статья И. Шмидта. Москва. 1966
«Скульптура. Живопись. Графика». Альбом художественных произведений из собрания научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковкого. ЦАГИ. 1959.
Добавить комментарий