К 80-летию скульптора Бориса Александровича Свинина
В 1967 году на 34 км Приозерского шоссе Ленинградской области был сооружен мемориал «Лемболовская твердыня». Этот архитектурно-скульптурный комплекс, являющийся частью мемориального ансамбля «Зеленый пояс Славы», располагается на месте разрушенной в годы Великой Отечественной войны деревни Лемболово.
Именно здесь в сентябре 1941 года, части 23-й армии РККА остановили наступление финских войск и здесь же, в 1944 году была прорвана оборона противника, положив начало освобождения Карельского перешейка.
Мемориал, посвященный обороне рубежа Лемболово, состоит из вертикальной стелы с барельефным изображением матери и ребенка и двух пилонов. На одном из пилонов, длиною пятнадцать метров, помещена многофигурная композиция с силуэтами защитников Ленинграда.
Автор мемориала — скульптор, заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Борис Александрович Свинин (1938-1994).
За свою творческую жизнь Борис Свинин внес значительный вклад в отечественное искусство. Его произведения узнаваемы и запоминаемы.
Б.А. Свинин родился в Свердловске (ныне Екатеринбург). Его детские годы прошли в Кургане. Дед, воспитывая внука, мечтал, чтобы он стал потомственным железнодорожником, как и он. Но, судьба Б.А. Свинина сложилась иначе. В уральское училище прикладных искусств в Нижнем Тагиле он поступил не с первой попытки. В училище Свинин попал к преподавателю В.Н. Ушакову, с которым, даже после окончания учебы, продолжал общаться и был ему благодарен всю свою последующую творческую жизнь.
Первая работа Б.А. Свинина, которая была показана на выставке в училище, была скульптура «Орленок», выполненная в честь 40-летия ВЛКСМ. Через многие годы скульптор вспоминал, что еще тогда, во время учебы, он «начал понимать разницу между жанровым портретом и скульптурным символом»!
Училище много дало молодому скульптору. Познавая академические художественные традиции, Б.А. Свинин учился работать с различными скульптурными материалами. Преподаватель В.Н. Ушаков посоветовал Б.А. Свинину поехать в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), чтобы выбрать учебное заведение для дальнейшего обучения.
В Ленинграде Свинин принял решение поступать в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (ныне СПХПА им. А.Л. Штиглица). Среди его преподавателей был скульптор, лауреат Сталинской премии Владимир Иосифович Ингал.
В.И. Ингал был известен созданием мемориальных памятников актрисе В.А. Мичуриной–Самойловой в Александро-Невской лавре, балерине А.Я. Вагановой на Волковом кладбище, памятником В.И. Ленину в Свердловске и т.д.
Дипломной работой Б.А. Свинина была фигура древнегреческого мыслителя Архимеда, которая предназначалась для Дома ученых академгородка в Новосибирске.
Именно во время работы над дипломом, Б.А. Свинин начинает серьезно сотрудничать с архитекторами. Их совместная работа, в дальнейшем, будет продолжена даже на стадии эскизов будущих скульптурных композиций.
В 1970 году на полуострове Крым, в городе Судаке, при участии архитектора Ю.Т. Савченко, над гладью воды декоративного бассейна была установлена скульптура «Похищение Европы».
Мифологический сюжет о дочери финикийского царя, начиная с античных времен, был воплощен многими художниками. В истории живописи хорошо известны работы Рубенса, Рембранта, Тициана, Тьеполо и много других на этот сюжет. В России в 1907-1910 годах Валентин Серов создал ряд авторских живописных вариантов и выполнил декоративную скульптуру «Похищение Европы».
Вдохновляясь древнегреческой мифологией и мировыми шедеврами изобразительного искусства, Б.А. Свинину удалось найти новый скульптурный образ известной группы и прекрасно вписать ее в горный ландшафт Крымского побережья. Эта композиция в Судаке открывает замечательный вид на знаменитую Генуэскую крепость.
Бронзовая модель этой скульптурной группы находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. На левом боку быка и на тыльной стороне имеется надпись: «Свинин Б.А. 1969г.».
Одной из главных целей творчества Б.А. Свинина было «найти в безликом современном градостроительстве, всеми силами, синтеза скульптуры и архитектуры». Над этим вопросом размышляли многие художники. Об этой проблеме в своих дневниках размышляет известный отечественный скульптор И.Д. Шадр и другие.
Б.А. Свинину действительно удалось справиться с этой задачей на примере работ в Крыму и Средней Азии.
Работая с Ленинградским институтом среднего машиностроения, Б.А. Свинин в 1971-1972 годах, совместно с архитектором Г.Г. Гончаровым, участвует в оформлении увлажнительной системы строящегося города Навои в Узбекистане. Перед Домом культуры в Навои был создан архитектурно-скульптурный ансамбль, в который вошли три декоративных фонтана.
Вылепленные скульптором, произведения этого цикла были отлиты из бронзы на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура» и отправлены в Узбекистан.
В фонтане «Фархад», легенду о котором рассказал сам А. Навои, Фархад изображен с киркой, словно пробивающий скалу, из которой бьет струя воды.
Фонтан «Драконы», выполненный в стиле народной глиняной самаркандской игрушки, изображает драконов, из пастей которых фонтанируют потоки воды.
Фонтан «Три реки» в виде фигур изящных девушек, символизирующих реки Узбекистана (Амударья, Сырдарья и Зарафшан), бережно несущих сосуды с «живительной водою», которой так не хватает в этой жаркой республике. Складки их одежд словно струятся над гладью воды. Практически одинаково решая пластику фигур трех «сестер-рек», Б.А. Свинин совершено различно выполняет формы сосудов в их руках и над головами. Благодаря этому, при круговом осмотре, их силуэтам придается индивидуальность. Найденные в композиции ритмы и пропорции фонтана «Три реки» являются одной из доминант облика города Навои.
Б.А. Свинин, в дальнейшем, работает над созданием для города Навои композиции «Праздник Узбекистана», выполняет модель памятника Алишеру Навои, авторские копии которых находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Также, он вылепил скульптурную группу «Омар Хайям» и другие. В силу разных причин эти скульптурные произведения не были установлены на площадях и скверах узбекского города Навои, как планировалось по проектам.
В 1974 году, вместе с архитектором Г.Г. Гончаровым, в Казахстане, в городе Шевченко (ныне Актау), скульптор выполнил для фонтана внутреннего двора Дома культуры бронзовую фигуру девушки Гюль-Шары. Юная обнаженная фигура символизировала «Утро». Над головой у нее восходящий солнечный диск. Руками она, как бы придерживая, возносила диск в небо. Пластичная и утонченная бронзовая Гюль-Шара прекрасно вписывалась в окружающую среду, при этом стены здания Дома культуры, с вертикальными ритмами членения оконных проемов, как бы опоясывали силуэт девушки. Ныне скульптура Гюль-Шары фонтана «Утро» не сохранилась.
Б.А. Свинин работал, также, в портретном жанре.
Так, скульптор решил бюст своего брата в образе античного победителя олимпийских игр (1978). Строго фронтально был выполнен портрет букиниста Кувшинова (1971). Он вылепил парный портрет свояченицы с сыном «Семья Юрченко» (1978). Женщина, глядящая вниз, на своего подрастающего сына, по-матерински обнимает его левой рукой. Эти произведения также находятся в основном фонде Государственной Третьяковской галереи.
В 1970-е годы, в знаменитом своей парковой скульптурой Летнем саду, была организована выставка произведений Б.А. Свинина. Подобная выставка была устроена впервые. В течение месяца, среди аллей и павильонов демонстрировались работы ленинградского скульптора.
В 1975 году в Москве, на улице Горького, 46 (ныне Тверская), в зале Союза художников РСФСР была открыта персональная выставка Б.А. Свинина. Среди различных творческих работ на ней был показан поясной женский портрет «Девушка с Васильевского острова» (1970). В Ленинграде, именно на Васильевском острове, на 18-й линии, в доме 17, долгие годы располагалась мастерская скульптора.
Б.А. Свинин много работал и в последующие годы. Он неоднократно обращался в своем творчестве к античным образам. Ему принадлежит двух-фигурная композиция «Аполлон и Дафна», высотой около пяти метров.
Одной из последних воплощенных работ скульптора была многофигурная композиция древнегреческих богов для здания Российской Национальной библиотеки на Московском проспекте в Санкт-Петербурге. Основная часть этой скульптурной группы была создана на основе рабочих моделей и эскизов разных лет. Над этим проектом работал также его ученик, скульптор А.А. Мурзин.
Б.А. Свинин скончался в 1994 году и был похоронен на Рощинском кладбище в Ленинградской области.
Много и плодотворно работая, он ставил перед собою сверхзадачи в творчестве, всегда думая о том, с какой целью он творит. Свинин вел дневник, записывая некоторые мысли художника:
«…меня часто спрашивают, к какому направлению в искусстве конца двадцатого века я принадлежу и какой, на мой взгляд, я сделал вклад в искусство.
Для меня изложить свое мировоззрение на бумаге в виде трактата сложнее, чем вылепить.
Во-первых: я предопределен природой своим искусством собирать, а не разрушать.
Во вторых: собирая, я опираюсь на те эпохи в искусстве, которые мне близки по мировоззрению.
В-третьих: было бы нелепо не изучать альтернативы, хоть и не следовать им. Конечно, я принадлежу к реалистическому направлению. Как я его понимаю».
Скульптор К.Г. Синявин.
Литература:
- «Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны». Под общей редакцией В.А. Голиковой. М., Политиздат, 1980.
- « Государственная Третьяковская галерея. Скульптура второй половины ХХ столетия». Том III. М., издательство «Красная площадь», 1998.
- «Советская скульптура 74». М., издательство «Советский художник», 1976.
- «Борис Александрович Свинин». Каталог на английском языке. Автор составитель О.Б. Коровина. М., издательство «Планета», 1993.
Спасибо за память о прекрасном и рано ушедшем скульпторе Борисе Александровиче Свинине. О нём вообще очень мало сведений. В связи с этим обстоятельством: не могли бы Вы указать, где именно установлена его замечательная скульптура «Банька»? С уважением к Вам, Александр.
Доброе утро. Судя по интернет-данным Банька находится в Петербургской Государственной Художественной Галерее.
Посмотрите, пожалуйста, ссылку: https://permartmuseum.ru/exhibit/14178
Был лично знаком с Борисом Александровичем. Я жил в городе Навои… Замечательный, талантливый был человек. Жаль, что не всё удалось воплотить в жизнь Борису Свинину… Пишу, а у меня на стене висит фото его творений — «Фархад» и «Реки Узбекистана».
Помню и горжусь, что знал этого человека!
Дмитрий Губерт
Благодарю за рассказ о замечательном скульпторе. Жена его, Светлана Александровна, преподавала мне английский в 1974 году, для поступления в вуз (она была преподавателем ЛГУ). Я часто ходил к ним домой, на Болотную улицу, и был как-то раз представлен Борису Александровичу. Его я практически не знал, а вот Светлана Александровна была исключительным человеком и выдающейся красавицей. Она его очень любила, часто мне о нём рассказывала. Предположу, они друг друга стоили. Не ведаю, жива ли она? Не понимаю, как искать. Громковский Владимир Владимирович
Добрый день, Владимир Владимирович, это вам пишет Варвара, дочь Бориса Александровича и Светланы Михайловны.От мамы знаю Ваше имя. Она часто мне рассказывала про Володю Громковского. Видите, я помню. Хоть и не знаю Вас лично.
Мама умерла в 2020мгоду.сердце.Если захотите связаться со мной, звоните 8 911 903 35 53. Варвара.