Скульпторы в реставрации. К предыстории отдела реставрации скульптуры из камня ВХНРЦ


Аннотация. С обнаружением в ОПИ ГИМа актов обследований специальной комиссией ЦГРМ в начале 1930‑х годов известных московских памятников выяснилось, что в этой работе принимали участие выдающиеся отечественные скульпторы С.Ф. Булаковский, В.Н. Домогацкий, А.Н. Златовратский и М.Д. Рындзюнская. Это послужило документальным свидетельством и их сотрудничества с реставрационными мастерскими. Также они занимались реставрацией скульптуры из собраний различных музеев, усадеб, храмовых комплексов. Их активная творческая, научно-исследовательская и общественная деятельность распространялась и на проблемы охраны и реставрации произведений скульптуры.

Ключевые слова: С.Ф. Булаковский; В.Н. Домогацкий; А.Н. Златовратский; М.Д. Рындзюнская; отдел реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря; скульптор; реставрация скульптуры.

Скульпторы, которые по приглашению И.Э. Грабаря и Н.Н. Померанцева работали в ЦГРМ (позже ГЦХРМ-ВХНРЦ) в 1920‑е и 1930‑е годы, являлись ярчайшими отечественными мастерами первой половины XX века. Пройдя обучение не только в России, но и в Европе, они, кроме работы реставраторами, вели интереснейшую творческую деятельность, выполняя заказы на создание авторских скульптурных произведений, и даже преподавали.

Уже в 1920-х годах в ЦГРМ работал скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Владимир Николаевич Домогацкий (1876–1939). Его преподавателями в России были скульпторы С.М. Волнухин и С.В. Иванов. Также В.Н. Домогацкий обучался работе в камне в Европе — в Италии и Франции. За годы своей творческой деятельности он создал значительный ряд скульптурных композиций, портретов, работ в анималистке, рельефов. Среди скульптурных портретов хорошо известны бюсты В.С. Соловьева, В.И. Ленина, А.Н. Туполева, А.С. Пушкина и др. Бюст А.С. Пушкина был показан на всесоюзной Пушкинской выставке в ГИМе в 1937 году.

В.Н. Домогацкий. Выставка 1935

Скульптор В.Н. Домогацкий участвовал в «ленинском плане монументальной пропаганды». В рамках этого проекта он создал статую Джорджа Байрона.

Профессор В.Н. Домогацкий был наставником для многих начинающих скульпторов. С большой теплотой и уважением о нем вспоминал его ученик, народный художник СССР, скульптор В.Е. Цигаль.

Домогацкий В.Н. Автопортрет 1924 г.

В те же 1920-е годы в ЦГРМ работал скульптор Александр Николаевич Златовратский (1878–1960). Его учителем был Герой социалистического труда, скульптор С.Т. Коненков. А.Н. Златовратский посещал рисовальные классы Строгановского училища. Впоследствии его обучение проходило в Санкт-Петербурге в ВХУ при Академии художеств у скульпторов Г.Р. Залемана и В.А. Беклемишева. Помимо этого А.Н. Златовратский учился и работал в Париже в мастерских А. Майоля и Э.А. Бурделя.

А.Н. Златовратский — 1930-е годы

Как и В.Н. Домогацкий, А.Н. Златовратский участвовал в осуществлении «ленинского плана монументальной пропаганды». Он создал проект памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину. В дальнейшем А.Н. Златовратский создал рельеф с гербом СССР для фронтона Большого театра. На Ваганьковском кладбище он выполнил мраморный барельеф на надгробии своего отца — писателя-народника Н.Н. Златовратского. Также А.Н. Златовратский — автор статей по теории и истории скульптуры.

В начале 1930-х годов в ЦГРМ был приглашен скульптор Сергей Федорович Булаковский (1880–1937). С.Ф. Булаковский обучался в мастерской Б.В. Эдуардса в Одессе. Работал мраморщиком. Далее учился во Франции и Италии. В Париже он с художниками, выходцами из России, организовал Русскую академию живописи и скульптуры. В 1917 году возвратился на родину. В 1920-е годы преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. В то время его учениками были будущие известные отечественные скульпторы: М.Б. Айзенштадт, А.И. Григорьев и другие. Проживал С.Ф. Булаковский в Москве на улице Нижняя Масловка, похоронен на Новодевичьем кладбище.

За свою творческую жизнь С.Ф. Булаковский создал ряд интереснейших скульптурных произведений: «Октябренок», «Девочка с голубем», «Привет Осоавиахиму!», «Ударница», «Песни свободы» и т.д.

В 2008 году художником-реставратором, заслуженным работником культуры РCФCР А.С. Антоняном была отреставрирована скульптура С.Ф. Булаковского «Несущая корзину с виноградом» (искусственный камень) из собрания ГТГ.

Несущая корзину с виноградом

С ЦГРМ сотрудничала также известный скульптор Марина Давыдовна Рындзюнская (1877–1946). Она родилась в Петрозаводске, в дальнейшем ее семья переехала в Астрахань, где она обучалась у художника П.А. Власова. Позднее М.Д. Рындзюнская была вольнослушательницей в МУЖВЗ, училась в Строгановском училище. В 1910–1911 годах работала в Париже. По «ленинскому плану монументальной пропаганды» в Москве выполнила проект памятника М.П. Мусоргскому, барельефы с изображениями древнегреческих мыслителей. В 1920-е годы она вылепила с натуры портрет И.В. Сталина. Для Музея народов СССР М.Д. Рындзюнская выполнила портреты представителей союзных республик, среди них «Хакаска», «Якут», «Таджик» и т.д. После творческой поездки в Таджикистан она создала одно из своих значительных произведений — «Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова». Ныне это произведение из розового гранита является частью постоянной экспозиции в Государственной Третьяковской галерее.

М.Д. Рындзюнская. Вторая половина 1930-х

М.Д. Рындзюнская. Юная стахановка Мамлакат Нахангова. Эскиз. Вторая половина 1930-х

М.Д. Рындзюнская жила в Москве и, по материалам краеведа-некрополиста М.Д. Артамонова, была похоронена на Армянском кладбище.

С середины 1920-х годов художники-реставраторы скульптуры ЦГРМ активно участвуют в крупнейших художественных выставках:

  • «Государственная художественная выставка современной скульптуры». Выставка проходила в 1926 году в залах ГИМа.
  • «Выставка художественных произведений к десятилетнему юбилею октябрьской революции» в 1928 году.
  • Выставка Государственной комиссии по приобретениям произведений изобразительных искусств за 1927–1928 гг.».
  • В 1929 году С.Ф. Булаковский, В.Н. Домогацкий, А.Н. Златовратский и М.Д. Рындзюнская приняли участие в «Художественно-кустарной выставке СССР» в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и Детройте.
  • В 1933 году в ГМИИ на Волхонке открылась выставка «Художники РСФСР за ХVлет (1917–1932)». Выставку, в экспозиции которой были произведения С.Ф. Булаковского, В.Н. Домогацкого, А.Н. Златовратского и М.Д. Рындзюнской, посетил писатель А.М. Горький.
  • Скульпторы С.Ф. Булаковский и В.Н. Домогацкий приняли участие в выставке «15 лет РККА». По материалам этой экспозиции был напечатан иллюстрированный каталог.

Скульпторы-реставраторы ЦГРМ были также организаторами и участниками выставок «ОРС» (Общество русских скульпторов).

В некоторых из перечисленных выставок принимал участие И.Э. Грабарь как художник-живописец.

С.Ф. Булаковский, В.Н. Домогацкий, А.Н. Златовратский и М.Д. Рындзюнская своими произведениями внесли значительный вклад в историю отечественной скульптуры. Их работы находятся во многих крупных музеях.

Работая реставраторами, они лучше усваивали творческие задачи, осуществляя собственные скульптурные замыслы. С одной стороны, реставрация помогала им лучше понять законы композиции, технологию использования различных скульптурных материалов, еще раз увидеть и почувствовать, как решали подобные творческие задачи их предшественники. С другой стороны, их профессиональный опыт, знания технологии создания скульптуры помогали в решении реставрационных задач.

 

Список используемой литературы:

  • Бакушинский А.В. Владимир Николаевич Домогацкий /Серия монографий «Советские художники» под ред. Ю.М. Славинского. Вып. V. М., 1936.
  • Всесоюзная Пушкинская выставка. Краткий путеводитель / Отв. ред. И.К. Луппол. М., 1937.
  • Выставки Советского изобразительного искусства. Т. 1. 1917‑1932 гг. Т. 2. 1933–1940гг. М., 1965.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Скульптура ХVIII–XXвеков. Т. 2. Скульптура первой половины ХХ века. М., 2002.
  • Лысенко Л. С.Ф. Булаковский. 1880–1837 // Советская скульптура 79/80. М., 1981.
  • М.Д. Рындзюнская. К 90-летию со дня рождения / Авт. вступ. ст. Р.А. Девина. Петрозаводск, 1967.
  • Художественная выставка «15 лет РККА» /Отв. ред. Ю.М. Славинский. М., 1933.
  • Цигаль В.Е. Не переставая удивляться… Записки скульптора. М., 1986.

Синявин К.Г.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Понравился мой блог "Константин Синявин"? Тогда советую Вам почитать инфекции кожи и рамблер.